Отменил ли Собянин указ Президента?
2 апреля 2020 г. Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение продлить режим нерабочих дней до конца апреля 2020 г. – по 30-е число включительно. В устном обращении к россиянам глава государства подчеркнул, что режим продляется с условием сохранения за работниками их заработной платы. В тот же день был издан соответствующий Указ.
Но между положениями данного Указа выявляется некое противоречие. С одной стороны, ст. 1 устанавливает нерабочие дни; с другой, появляется возможность, основываясь на п. б ст. 3, на уровне субъектов Федерации как-то особо определить работающие и не работающие предприятия, тем самым дезавуировав цель и смысл самого указа.
Напомним, на фоне эпидемии коронавируса первоначально Владимир Путин объявил нерабочую неделю с 28 марта по 5 апреля.
Продление нерабочих дней до 30 апреля 2020 г. регламентировано Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004020025?index=1&rangeSize=1
Статья 1 устанавливает нерабочие дни с 4 по 30 апреля 2020 года с сохранением заработной платы.
В тоже время п. б ст. 2 Указа обязывает субъекты РФ приостановить (ограничить) деятельность находящихся на их территории отдельных организаций. То есть главы субъектов, таким образом, получили возможность устанавливать перечень организаций, деятельность которых подлежит приостановлению или ограничению, исключая организации, деятельность которых не подлежит какому-либо ограничению в соответствии с п. 4 данного Указа. (Пункт 4 содержит формулировку: «настоящий Указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников)». Далее перечислены 7 категорий организаций.)
Итак, между положениями указа выявляется некое противоречие. С одной стороны, ст. 1 устанавливает нерабочие дни; с другой, появляется возможность, основываясь на п. б ст. 3, на уровне субъектов Федерации как-то особо определить работающие и не работающие предприятия (кроме тех, которые указаны в п. 4 – с ними всё отчетливо ясно), тем самым дезавуировав цель и смысл самого указа.
Так оно и получилось. Сразу после телеобращения президента России Владимира Путина мэр Москвы Сергей Собянин внес изменения в свой указ от 5 марта о введении режима повышенной готовности из-за пандемии COVID-2019, издав соответствующий документ: Указ мэра Москвы от 2 апреля 2020 года № 36-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ". https://www.mos.ru/upload/documents/docs/36-YM(2).pdf.
В Указе мэра в п. 4 указано: «Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сферах, в отношении которых решениями Президента Российской Федерации и (или) настоящим указом не был установлен запрет на их посещение гражданами, обеспечить принятие решений об установлении численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам): 4.1. Не подлежащих переводу на дистанционный режим работы в связи с необходимостью их непосредственного участия в обеспечении непрерывных технологических и иных процессов, необходимых для обеспечения функционирования таких организаций и индивидуальных предпринимателей.4.2. Подлежащих переводу на дистанционный режим работы.4.3. В отношении которых соответствующим решением Президента Российской Федерации установлен режим работы нерабочего дня с сохранением заработной платы.
Таким образом, мэр Москвы, воспользовавшись правом, указанным в п. б ст. 3 указа Президента РФ от 02 апреля 2020 г. № 239, устанавливает ограничения для работы только отдельных организаций, согласно перечню содержащемуся в п. п. 3.2-3.6 указа.
Это: рестораны, кафе, столовые, буфеты, бары, закусочные, иные предприятия общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов на столовые, буфеты, (не распространяется на кафе и иные предприятия питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций); объекты розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированные объекты розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированные объекты розничной торговли, реализующие зоотовары, а также объекты розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки; салоны красоты, косметические, СПА-салоны, массажные салоны, солярии, бани, сауны и иные объекты, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки. Стоматологические услуги могут быть предоставлены только при необходимости оказания стоматологической помощи в экстренной или неотложной форме. Также приостанавливается работа образовательных организаций, бюджетных учреждений культурно-досугового типа и др., ограничивается предоставление государственных и иных услуг.
Как видим, самое важное для работников и работодателей содержится в п. 4 указа Мэра Москвы: организации и ИП, в отношении которых настоящим указом не был установлен запрет, могут определиться сами: кто выйдет на рабочие места, кто будет работать дистанционо,
Таким образом, можно интерпретировать данные положения указа Мэра Москвы от 02 апреля 2020 г. следующим образом: прекращают деятельность только те предприятия и организации, перечень которых представлен в п. п. 3.2-3.6 Указа. Остальные предприятия и организации обязаны определиться – какие категории работников обязаны работать очно для обеспечения функционирования организации, какие переводятся на дистанционную работу, а кто переходит в режим нерабочего дня с сохранением заработной платы.
Аналогичные положения содержатся и в Постановлении губернатора Московской области от 2 апреля 2020 года № 171-ПГ "О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области".
Работодатели сразу же воспользовались двусмысленностью данных актов, и сотрудники многих организаций получили требования о выходе на рабочие места, от других потребовали трудиться дистанционно.
Тогда возникает вопрос: а как быть с п. 1 Указа Президента от 02 апреля 2020 года, и что же такое «нерабочие дни»? Для кого они объявлены?
Можно сказать, что только для списка «п. п. 3.2-3.6». Но это предположение довольно странное, так как с предприятиями этого списка и без п. 1 Указа Президента всё понятно: им работать нельзя.
Сейчас мы попытаемся доказать, что имеет право на существование иное прочтение данных актов, согласно которому Указ президента не выглядят противоречивыми, а имеет понятную внутреннюю логику.
Принимая эту логику, можно понять и постановления региональных властей, которые, на первый взгляд, вступают в противоречие с решением Президента.
П. 1 Указа Президента относим, априори, ко всем предприятиям страны.
П. 4 исключает из п. 1 организации, которые четко и однозначно в нем перечислены – на них Указ не распространяется: они должны работать.
На организации из п. 5 данного Указа (системообразующие, научные и образовательные организации) он может распространяться или нет – по согласованию с Правительством.
Есть еще п. п. 6, 7, 8, которые прямо обязывают федеральные госорганы, органы управления государственными внебюджетными фондами, госорганы субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации, определить численность работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих организаций, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории Российской Федерации.
То есть в Указе Президента уже перечислены все организации, которые должны и могут работать в период до 30 апреля. А что же региональные лидеры? Почему они разрешили работать почти всем?
На самом деле, не разрешили. Разберем пресловутый п. 4 Указа мэра Москвы.Написано: организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сферах, в отношении которых решениями Президента Российской Федерации и (или) настоящим указом не был установлен запрет на их посещение гражданами, обеспечить принятие решений об установлении численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам).
Из слов «запрет на их посещение гражданами» (не сотрудниками, не клиентами, а именно гражданами) следует, что речь идет о запретах предприятиям, указанным в п. 3 данного Указа. Никаких запретов не было, кроме тех, которые перечислены в п. 3. Запрет на деятельность – это не то же самое, что переход на нерабочий режим.
На это указывают и слова о «деятельности в сферах, в отношении которых был установлен запрет». Это те «сферы», деятельность в которых не имеет смысла без посещения их гражданами. То есть, тот самый общепит, концерты, сфера услуг и подобные. Это их запретили посещать гражданам. Все остальные не относятся к «организациям и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых не был установлен запрет на их посещение гражданами», потому что никаких посещений гражданами их деятельность и не предполагает.
Итак, на какие же организации в таких сферах не наложен запрет? Они указаны в п. 4 Указа Президента и в исключениях в п. 3 Указа мэра.
Кроме того, п. 4 ссылается не только, собственно, на Указ мэра, но и на решения Президента. То есть, возвращаемся к п. 1 о нерабочих днях. Иначе зачем вообще упоминать Президента и ставить союз «и» перед ссылкой на указ самого мэра, если мэр сам определяет, кому работать до 30 апреля.
Далее. п. 4.1. у мэра упоминает «непрерывные технологические и иные процессы». Это отсылает нас к п. 4.а Указа главы государства, где упоминаются «непрерывно действующие организации» - они в списке именно тех, кто работает по Указу Президента.
Также в п. 4.1 написано: «необходимых для обеспечения функционирования таких организаций». Это отсылает нас к тексту в Указе Президента: «обеспечивающих функционирование этих организаций» в п. п. 6-8, где указаны конкретные организации, функционирование которых нужно обеспечить.
Учитывать надо и следующее: п. 2. б Указа Президента обязывает приостановить (ограничить) деятельность отдельных организаций. Это и есть список из п. 3 московского Указа. Он так и начинается: «временно приостановить». И какую-то деятельность приостанавливает, какую-то, ограничивает.
Обратим внимание также на слова Президента: «отдельных организаций». То есть речь не идет о большинстве предприятий.
Что это значит?
Это значит, что в Указе Президента речь идет о
1.Большинстве предприятий страны – п. 1
2.Ограничении деятельности отдельных организаций – п. 2.б.
3.Организациях, которые должны и могут работать – п. 4, 6, 7, 8.
4.Организациях, которые могут работать по согласованию с Правительством – п. 5.
В Указе Президента есть внутренняя логика. Организации, чья деятельность прекращена или ограничена – это не те организации, для которых вводится режим нерабочего времени. Это – разные категории организаций.
Поэтому в постановлениях регионов речь идет именно о тех предприятиях, чья деятельность либо только ограничена, либо полностью разрешена (Указ Президента на них не распространяется: они работают.) Это они должны определиться с тем, кто из их работников работает (очно или дистанционно) или не работает. Это они должны обеспечить свое функционирование, при чем, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.
А именно это:
а) непрерывно действующие организации;
б) медицинские и аптечные организации;
в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам)
– п. 4 Указа Путина.
Эти организации (п.4 Указа Президента) и исключения из п. 3 московского Указа и регламентируются п. 4 Указа мэра Москвы.
Все остальные к этим организациям и индивидуальным предпринимателям не относятся.
Таким образом, работа всех остальных регламентируются п. 1 Указа Президента РФ. То есть они переходят на нерабочие дни.
В конечном итоге, интерпретация этих актов будет зависеть от разъяснений Минтруда. Подобных тем, какие оно давало после объявления нерабочей недели. От них, скорее всего, будет зависеть и позиция судей, когда в суды придут обиженные работники или работодатели.
03.04.2020